- Категория:
- Блог
Нестор Летописец — отец истории Древней Руси
Очень давно, почти тысячу лет назад, на склонах Днепра в Киево-Печерском монастыре начали благочестивое житие первые монахи. Они сияли всеми добродетелями, преуспевая в молитве, исполнении Заповедей Божиих и братской любви друг ко другу. Монахи читали Слово Божие и молитвы по книгам, которых тогда было очень мало. Поэтому, грамотных, образованных людей в то время чаще всего можно было встретить именно в иноческих обителях. И Киево-Печерский монастырь, с его замечательной библиотекой рукописных книг, по праву был самым главным центром духовности и образования на Руси. Настоятель монастыря, преподобный авва Феодосий, по словам жития, сам «поощрял почитание книг», ведь в них излагалась не только мудрость земная человеческая, но Премудрость Небесная – Слово Божие!
Предание говорит, что однажды в Печерскую обитель пришел некий семнадцатилетний отрок в поисках высшего знания и совершенной жизни. Это был будущий монах Нестор, единственный, кому усвоено было великое имя Летописца. Но как попал Нестор в Киев, где он вырос и родился, где постиг начала грамоты – этого мы не знаем. Несомненным фактом является то, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно образованным.
Приняв иноческий постриг, молодой монах Нестор разделял с братией все молитвенные и хозяйственные труды. Об укладе быта в Киево-Печерской обители он пишет сам: «чернецы (монахи), как светила, сияли в Руси. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.
Плоды иноческой жизни обильно проявлялись в монахе Несторе, постепенно восходящем по лествице добродетелей. Это видно из тех слов, которые Нестор относит к себе, называя себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках преподобный Нестор проявляет всю глубину истинно-монашеского смирения и благоговения.
Занятием преподобного Нестора была переписка книг и составление летописи. Это было одним из самых ответственных иноческих послушаний. Ведь для переписки необходима была грамотность, а также ответственность и трудолюбие. Переписанной книге того времени суждено было быть в постоянном употреблении не один десяток лет, а то и столетий. Поэтому ошибки были недопустимы. Кроме того, для новопросвещенного Христовой Верой народа Киевской Руси необходимо было изложить историю миробытия, включив в этот свод повествований о прошедшем времени и судьбу русичей. Именно в этом и заключается подвиг преподобного Нестора, показавшего нашим предкам то, что они есть часть мировой истории и на них исполнилось благое действие Промысла Божия, призвавшего их в ограду Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, соединяющей во Христе множество народов.
Главным трудом преподобного Нестора Летописца стала «Повесть временны́х лет», написанная к 1112-1113 гг. «Се повесть временны́х лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда русская земля стала есть» – так начинает Летописец свое повествование.
Истинный сын и патриот своей земли, преподобный Нестор излагает историю Киевской Руси в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании в византийских церковных источниках под 866-м годом русского народа как такового, повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве в честь пророка Илии (под 945 годом), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.
Также Летописец повествует и о своем времени, которое было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Киевскую Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. При всем этом, преподобный Нестор видит в этих событиях водительство десницы Божией, заботящейся о Своем новом народе.
В «Повести» часто упоминаются соседние народы – поляки, словене, болгары, греки и взаимоотношения их с русичами. В повествованиях описывается жизнь Киева, нравы и быт и его обитателей. Но не только важные и достоверные факты запечатлевал Нестор, но и все то удивительное, диковинное, непонятное, что занимало его современников. Например, 11 февраля 1110 года над Киевом появился какой-то чудесный огненный столб. Позже, через три года, в Ладоге выпал необычайный каменный дождь. Такая разнообразная жанровость повествований указывает на широкий кругозор и открытость как самого летописца, так и тех, кому писатель адресовал свой труд.
Преподобный Нестор с похвалой отзывается о добродетельной жизни и разумных поступках князей, как, например, князя Ярослава Мудрого, поощрявшего расширение грамотности и создавшего библиотеку при Софии Киевской. «Велика бо бывает польза от чтения книжного» — резюмирует он.
А вот внуков Ярослава Нестор порицает, потому что они забыли завет своего деда бороться с врагом сообща. Они только ссорятся между собою, а половцы тем временем опустошают и разоряют русскую землю.
Летопись преподобного Нестора «Повесть временны́х лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история народа Киевской Руси, размышление об истоках русского сознания, особенностях судьбы и мироощущения наших предков. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Также известны еще два произведения преподобного Нестора Летописца: «Житие братьев Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского» – уникальные памятники древнерусской литературы. «Цель моя, — пишет Нестор в одном из мест жития преподобного Феодосия, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий».
Нестор писал на древнеславянском языке. Подлинный текст его рукописей не сохранился, а дошли только переписанные копии в составе более поздних сводов: Лаврентьевской летописи (1377 г.), Первой Новгородской летописи (XIV в.), Радзивилловской, Ипатьевской летописи (XV в.).
Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.
Преподобный Нестор завещал печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков.
Преподобный Нестор мирно скончался около 1114 года в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. День памяти преподобного Нестора Летописца отмечается 9 ноября. Особо почитается преподобный Нестор в Киевской Духовной Академии, покровителем которой он и является.