- Категория:
- Мероприятия
если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».
Статус беременной женщины в Церкви всегда был неизменно высоким. Женщину, носящую под своим сердцем ребенка, называли непраздной, что означает пребывающей в состоянии, противоположном праздности, безделью.
Современному слову «беременная» в церковно-славянском языке соответствует слово «непраздная». «Горе же непраздным и доящым в тыя дни» (Мф. 24: 19; Мк. 13: 17)
Одно из значений слова «плодоношение» в современном русском языке предполагает беременность: «ношение в себе плода» (Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2006. С. 695). Однако в церковной традиции слово «плодоносящие» имеет другой смысл: «должно разуметь как тех, кто из благочестивого обычая и усердия приносит в церковь земные плоды, так и тех, кто частью советами, попечениями и трудами, а частью щедротами своими увеличивает благолепие церкви» (Полный церковно-славянский словарь / Сост. священник Григорий Дьяченко. М., 1993. С. 432. Репринт). О них возносится прошение во время сугубой ектении: «Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем…». За них же мы молимся в конце вечерних молитв: «Помяни, Господи, плодоносящих и добродеющих во святых Твоих церквах и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную».
В записках о здравии беременных женщин надо добавлять непраздная, но если будет написано плодоносящая, то священник все равно поймет, о чем идет речь.
Уже сам термин «непраздная» свидетельствует о том, что беременность рассматривалась Церковью как служение обществу и Церкви. Апостол Павел об этом говорит: Будущим мамам не только можно, но нужно и полезно ходить в храм. Более того, женщине, ждущей ребенка, рекомендуется регулярно бывать в храме во время совершения богослужений и участвовать в церковных таинствах. Преподобный Серафим Саровский говорил, хорошо причащаться хотя бы каждый пост и все двунадесятые праздники. Чем чаще, тем лучше. Об этом же говорил и праведный отец Иоанн Кронштадский. Он сам служил и причащался каждый день и благословлял на это своих духовных чад. При этом между мужчинами и женщинами святые не делали никаких различий.
Обычно люди готовятся к Причастию трехдневным постом. Но с того момента, как вы поняли, что в вашем теле живет уже не одна душа, пост, как воздержание в пище, для вас либо существенно ослабляется, либо полностью отменяется. Многими священниками считается достаточным, если вы придете к таинству причастия натощак. В этот период для женщины главное выносить и родить здорового ребенка. Учитывая различную степень воцерковленности и привычки к посту, состояние здоровья и пр., священник может благословить на пост с известными послаблениями. Но, нередко, священники благословляют на полноценное питание, при этом предлагая обратить особое внимание на пост душевный. Под этим понимается необходимость воздерживаться от развлечений, по возможности посвятить это время благотворительности, молитве, помощи близким и посещению храма. Это касается не только евхаристического поста, но и всех однодневных и многодневных постов существующих в Церкви. Как в любом серьезном вопросе, здесь необходимо рассуждение, а также совет священника и врача.
Если Вы еще не приняли Крещение, и искренне желаете покреститься, то беременность для этого самое подходящее время. Возможно, в связи с предстоящим Крещением у Вас впервые возникнет желание побывать на исповеди. Даже если Вы крещены, но никогда не очищали свою душу от груза грехов и суеты – сейчас самое время избавиться от них. Таинство покаяния помогает нам избавиться от греховных привычек и зависимостей, а также ограждает наше будущее поколение от их передачи по наследству. Наверное всем без исключения хотелось бы, что бы наши грехи, а не редко и пороки не сказались на характере и судьбе наших детей. Что для этого необходимо? Решимость непредвзято посмотреть на свою жизнь. Начинается покаяние с того, что человек осознает свою греховность. Затем требуется искреннее желание в дальнейшем не повторять ошибок уродующих как свою собственную жизнь, так и жизнь окружающих, а главное отделяющих нас от Источника Жизни и Подателя всех благ! После этого нужно отправиться в храм на исповедь. Если это Ваша первая исповедь непременно сообщите об этом исповедующему священнику – он окажет Вам необходимую в таком случае помощь.
Если Вы состоите в гражданском браке, и Ваш избранник православный христианин, не стоит откладывать венчание на потом. В таинстве Брака, во время венчания, Господь подает особую благодать на рождение и воспитание детей. Необходимо отметить, что Церковь признает гражданский брак (под этим термином Церковь понимает зарегистрированный брак), но брак может быть только тогда настоящим и духовно плодотворным, когда есть воля, благословение и благодатное действие Божие, соединяющее двух людей.
И наконец, что может быть важнее для будущей мамы, как не возможность обратиться ко Господу, Его Пречистой Матери, Его святым и попросить защиты, здоровья себе и своему ребенку? Где наша молитва будет скорее услышана? Ответ, думаю, Вам хорошо известен. Не откладывайте свой поход в церковь!
Нужна ли молитва беременной женщины во время родов? Вопрос, скорее, риторический. Помощница в родах – так называют одну из наиболее почитаемых икон в православии. Православная мама, готовясь к родам, не устает творить пред ней молитвы. Ведь, по словам Паисия Святогорца, через духовную жизнь матери и младенец её духовно освящается. Еще в утробе матери начинается формирование нового человека. С ребенком, мама которого во время беременности, посещала церковь, слушала духовные песнопения, спасалась молитвой, родители как правило не испытывают никаких трудностей не только сразу же после рождения, но и в более поздние его годы. Так через мудрость церкви можно подготовить себя к родам.
Родные и близкие будущей мамы стараются окружить ее всем необходимым в этот волнительный период. Важна спокойная обстановка в доме и каждодневная забота и внимание со стороны мужа. Однако и абсолютно необходимо для беременной вести благочестивый образ жизни, посещать храм, регулярно причащаться святых таинств. Ни при каких обстоятельствах не следует предаваться раздражению, приступам гнева, гордыни или зависти. Чувство страха, или ещё хуже – уныния очень опасны в такие дни. Поддержку своим силам надо искать прежде всего в святой церкви. Молитва беременной женщины с просьбой ко Господу сохранить плод и подготовить ее духовно к благополучному разрешению легкими родами во все времена служила надежной опорой православной. И в наше время, с ее видимыми изменениями устройства повседневной жизни, и в старину, с ее многовековыми традициями, сила молитвы о рождении ребенка не ослабевает, ибо не может ослабнуть. Такое не подвластно человеческому разуму, но хорошо понимается сердцем. Господь творит внутри женщины новую жизнь от зачатия до родов. Недаром, в православии женщина носящая ребенка именуется непраздной. И молиться за нее (а значит и за будущего человека) следует как за непраздную.
В старину обязательным для беременной женщины было и благословение священника перед родами. Обязательно старались отслужить молебен с акафистами пред иконой Божией Матери. Образ Богородицы «В родах помощница» не раз являл чудеса, необъяснимо помогая даже и в очень тяжелых случаях, подчас связанных с медицинской патологией. Причём, сами врачи затруднялись пояснить изменения, внезапно произошедшие в организме беременной. Разумеется, медицина бессильна объяснить такие вещи. Остаётся только констатировать факты.
Чадородие является в полном смысле благодатным мученичеством, которое приближает женщину к Царству Небесному.
Материнство – таинственное, великое и святое состояние; не надо бояться житейских и бытовых трудностей, следует укрепляться в вере и с помощью Божией растить своего малыша.
непраздной женщины, которую Бог благословил плодом чрева
Всемогущий, чудотворящий, милостивый Боже, Создатель и Сохранитель неба и земли и всех тварей, Сам изрекший на всех христианских супругов благословение: раститеся и множитеся! И еще: вот наследие от Господа: дети, плод чрева, награда от Него.
Благодарю Тебя, что Ты соделал меня причастной этого благословения и дара Твоего в супружеском состоянии моем, и молю Тебя, благоволи благословить дарованный мне Тобою плод чрева, облагодатствовать и облаженствовать его Святым Духом Твоим, восприять в число возлюбленных чад Твоих и соделать причастным св. таинств церкви возлюбленного Сына Твоего, Господа моего Иисуса Христа, чтобы он чрез то освятился и очистился от наследственного греха, в котором он зачат. Господи Боже! Я и плод чрева моего суть чада гнева по естеству, но Ты, возлюбленный Отче, умилосердись над нами, и окропи плод чрева моего иссопом, да будет чист, омой его, и белее снега у белится. Укрепи и сохрани его во чреве до того часа, когда надлежит ему родиться на свет. От тебя не сокрыт был этот плод чрева моего, когда он образовался во чреве, Твои руки устроили его, Ты даровал ему жизнь и дыхание, и надзирание Твое да сохранить их. Сохрани меня от страха и испуга и от злых духов, которые желали бы повредить и сокрушить дело рук Твоих.
Даруй ему разумную душу, и соделай, чтоб возросло тело его здраво и неоскверненно, с целыми, здравыми членами, и когда наступить время и час, разреши меня по милости Твоей. Даруй мне крепость и силу к рождению, благопоспеши ему Твоею всемогущею помощью и облегчи страдания мои, потому что эти есть Твое дело, чудотворная сила Твоего всемогущества, дело милости и милосердия Твоего. Воспомни слово, изреченное Тобою: Ты извлек меня из чрева; к Aa привержена я. от рождения; от чрева матери моей Ты Бог мой; Ты упокоил меня у груди матери моей. Ты еси Бог, ведающий и, зрящий нужду всех людей; Ты сказал: жена, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ея. Господи! Ради этого сердечного сострадания Твоего и ради исполненного жалости сердца Твоего молю Тебя, благоволи облегчить скорбь мою, которую Ты предвидел, и изведи на свет плод чрева моего, с здравым, живым телом и неповрежденными, благообразованными членами.
Тебе поручаю я его, в Твои всемогущие, отеческие руки, в Твою милость и милосердие, и полагаю его, Господи Иисусе Христе, во святые Твои объятия, да благословиши и этот плодъ чрева моего, как благословлял Ты детей, приносимых к Тебе, когда говорил: «пустите детей и не препятствуйте им приходит ко Мне, потому что таких есть Царство Небесное». Спаситель! Так приношу я и Тебе и этот плод чрева моего; возложи на него благодатную руку Твою. Благослови его перстом Духа Твоего Святаго и облагодатствуй его, когда он придет в мир этот, святым, блаженным крещешем; освяти и обнови его к вечной жизни посредством возpoждeния, соделай его новою тварью, омой и очисти его кровь Твоею, соделай, чтоб был и он членом Святого Тела Твоего и святой Твоей христианской церкви, чтобы и из его уст произносилась хвала Тебе, и он был и навсегда пребывал чадом и наследником вечной жизни, чрез святое, горькое страдание Твое и смерть Твою и святое имя Твое, Иисусе Христе. Аминь.
О, Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ея беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, уничиженней рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою Aaисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услыши, Пресвятая Царице Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня. Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты — Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезней. Аминь.